Причины отказа в проведении митинга

Уполномоченный по правам человека в РФ опубликовал заявление в связи с последними решениями Мосгорсуда и Верховного суда. Они подтвердили, что власть не может запретить проведение публичного мероприятия только ради рациональной организации деятельности различных структур. Традиционные в подобных случаях отказы признаны необоснованными.

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин опубликовал заявление в связи с последними решениями Судебных коллегий Мосгорсуда и Верховного суда. Они признали необоснованными отказы в проведении публичных мероприятий. Чиновники отказывались согласовать митинги из-за мнимой террористической угрозы, а также «в целях исключения вмешательства в нормальное функционирование городских структур». Представители местной администрации упоминали также возможные препятствия движению транспорта и деятельности хозяйствующих субъектов.

Между тем, орган власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным. Цели одной лишь рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод. Об этом говорится в Определении Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2009 г. № 484-О-П. Упомянутые решения судов отвечают такой трактовке норм законодательства.

В заявлении российского омбудсмена, в частности, отмечается:

Руководствуясь этими основополагающими идеями, а также подходом Европейского Суда по правам человека (Постановление от 26 июля 2007 года по делу «Махмудов против Российской Федерации» и Постановление от 23 октября 2008 г. по делу «Сергей Кузнецов против России»), Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, куда в защиту прав и законных интересов гражданина Н. обратился Уполномоченный, признала действия администрации г. Ростова-на-Дону, отказавшего в согласовании публичного мероприятия, незаконными. Примечательно, что мотивом такого отказа послужила имеющаяся у администрации информация правоохранительных органов о якобы наличии угрозы террористических атак, а также то, что на запрашиваемом месте ранее уже была согласована ярмарка-продажа новогодних товаров.

При этом отсутствовали какие-либо доказательства, кроме утверждения администрации города, о действительной угрозе террористической атаки, в то время как иное общественное торгово-праздничное мероприятие было беспрепятственно разрешено проводить. Вместе с тем, администрация уклонилась от участия в процедуре согласования нового места проведения пикета из 5 предложенных организатором вариантов.

Не менее важным, с правовой точки зрения, представляется определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда, принятое в сентябре с.г. о признании незаконным действия Правительства Москвы, отказавшегося согласовать проведение публичного мероприятия. Несмотря на, казалось бы, уже ставшую традиционной мотивировку такого отказа, а именно: «в целях исключения вмешательства в нормальное функционирование городских структур жизнеобеспечения и препятствий в деятельности хозяйствующих субъектов, движения автотранспорта, соблюдения интересов граждан, не участвующих в мероприятии», Мосгорсуд посчитал ее недоказанной и необоснованно ограничивающей реализацию права граждан на свободу мирных собраний.

Добавим, что Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» гласит:

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия…

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.


Leave a Comment